Акція! Інкотермс 2010 знижка - 15% Акція! Інкотермс 2010 знижка - 15% Акція! Інкотермс 2010 знижка - 15% Акція! Інкотермс 2010 знижка - 15% Акція!
0
Ваш кошик порожній
0,00 грн. 0,00 грн. 0 кг 0,00 грн. 0,00 грн.   /koshik-pokupok/add /koshik-pokupok/refresh /component/jshopping/product/view?Itemid=275 Виберіть параметри товару. Ви вибрали не всі параметри. Продовжити без заповнення? Товар неможливо замовити в цій кількості. Кількість товарів не змінилася. Товар у кошику
Увійти

Вхід

Ім`я (логін)*
Пароль *
Запам`ятати мене

Страховка в контрактах ВЭД

Изначально вопрос страхового сопровождения ВЭД контракта следует начинать не с условий страхования, а исходя из текста самого контракта и условий перехода рисков от продавца к покупателю/перевозчику, предусмотренных в нем. Поэтому, вероятно, следует доверить составление такого рода контрактов специалистам, имеющим подобный опыт, либо использовать рекомендованный МТП шаблон договора купли – продажи, который, необходимо доработать с учетом конкретно Ваших требований (условия поставки Incoterms, специфика товара, законодательство в странах покупателя/продавца и возможность использования данного шаблона и пр.). Важным моментом в международных торговых обычаях и, соответственно, переходе рисков является тот факт, что моментом заключения контракта является не подпись контракта, а акцепт оферты.

Правила Инкотермс-2010 не регулируют вопрос перехода права собственности на товар. Область регулирования правил Incoterms ограничивается исключительно описанием моментов перехода риска утраты или повреждения товара. Момент перехода рисков согласно правилам Incoterms не всегда может совпадать с моментом перехода права собственности. При осуществлении внешнеторговой поставки может складываться ситуация, когда покупатель товара еще не будет являться его собственником, но, тем не менее, будет нести ответственность за случайную гибель или утрату товаров.

Во внешнеэкономической деятельности в Украине основные вопросы возникают в следующих видах страхования: страхование грузов, страхование ответственности перевозчика/экспедитора, имущественное страхование (страхование контейнеров). Поговорим о каждом из них.

1. Страхование грузов.

Обязанность по страхованию грузов, поставляемых по внешнеэкономическому договору, возникает при условиях поставки CIF и CIP. При применении этих базисов поставки продавец обязан провести страхование грузов в пользу покупателя. Минимальным требованием к страховой сумме терминов группы «С» страхование обычно происходит при минимальной сумме покрытия, которая превышает сумму контракта на 10%. Если у покупателя нет необходимости производить реализацию товаров во время их перемещения, то заключение договора по страхованию грузов может являться дополнительной гарантией покупателю в то время, когда риск утраты или повреждения товаров находится в зоне ответственности продавца. По другим базовым условиям поставки страхование груза зависит от покупателя, и он решает, страховать его или нет. При использовании базиса EXW покупатель должен быть заинтересован в страховании товара, с момента осмотра и принятия к погрузке на транспортное средство, т.к. риски переходят к нему уже на складе продавца, включая момент погрузки/разгрузки.

Страхователь имеет право установить страховую сумму ниже стоимости груза. В этом случае осуществляется страхование в доле (неполное страхование). Разница между стоимостью груза и определенной в договоре страхования страховой суммой страховой защитой не покрывается.

Страховая сумма может превышать фактическую стоимость груза, подтвержденную документально, на величину не учтенных в цене торгового контракта таможенных расходов, платы за перевозку груза, расходов на страхование и других сборов.

Основные условия, на которых может быть застрахован груз:

Условие 1 "с ответственностью за все риски". По договору страхования, заключенному в соответствии с этим условием, в пределах страховой суммы, при соблюдении других условий Договора страхования, возмещаются:

  • убытки от уничтожения, повреждения или потери всего или части застрахованного груза, в том числе при хранении в пунктах погрузки и разгрузки в период, когда Страхователь или Выгодоприобретатель имеет имущественный интерес в застрахованном грузе согласно товаросопроводительным документам, в результате каких-либо событий;
  • убытки, расходы и взносы по общей аварии;
  • все необходимые и целесообразно произведенные расходы по спасанию груза, а также по уменьшению ущерба и по установлению его размера, если убыток возмещается по договору страхования. Данное условие актуально для ликвидных товаров с повышенным риском кражи (автомобили, сигареты, алкоголь, прочие ликвидные товары).

Условие 2 «с ответственностью за частную аварию» - обязывает страховщика возмещать ущерб от повреждения, гибели (уничтожения) или утраты груза (с учетом застрахованных транспортных расходов), которые стали следствием тех или иных конкретных определенных договором страховых случаев (рисков), согласно перечню правил страхования грузов.

Условие 2 является минимальным покрытием для грузов, чувствительных к влажности, и для транспортных путей, проходящих через местности, подвержены риску землетрясения, либо имеют специфические свойства/требования, которые необходимо покрыть.

Условие 3 «без ответственности за повреждения, кроме случаев полного уничтожения или потери» - предусматривает возмещение страховщиком убытков от гибели (полного уничтожения) или утраты груза, ставшие следствием ограниченного, как и при страховании «с ответственностью за частную аварию», перечня страховых случаев от повреждения груза в результате происшествия, признанного катастрофой.

Подводя итог по данному виду страхования, хотелось бы отметить основные аспекты, которые влияют на стоимость договора страхования и моменты, на которые страхователь должен отметить перед заключением такого договора:

Факторы, влияющие на стоимость: условия договора, маршрут, груз и его свойства, тип транспорта либо мультимодальность (наличие нескольких типов транспорта в одной перевозке), упаковка, тип погрузки, необходимость покрытия хранения/перегрузки.

Основные факторы, на которые стоит обращать внимание при заключении договора:

  • подходят ли условия страхования конкретно под Ваш груз? (если у Вас нет уверенности в том, что Вы можете правильно определить, какие конкретно риски подходят конкретно для Вашего товара, старайтесь заключить договор «с ответственностью за все риски»);
  • возможно ли пропажа товара (т.н. «таинственная пропажа») Вашего товара в том случае если пломбы на транспортном средстве не нарушены? (в том случае если такая вероятность есть, особенно это касается поставок в страны Африки и перевозок зерновых ж/д транспортом по территории Украины, оговорите такую возможность со страховым брокером);
  • являетесь ли Вы выгодоприобретателем по договору страхования груза в том случае, если Вы покупатель (импортер) и поставка осуществляется на условиях базисов CIF и CIP?
  • в том случае если Вы поставляете электронное оборудование, либо любое другое оборудование, имеющее печатные платы, оговорите возможность страхования т.н. «волосяных трещин», это избавит Вас от необходимости доказывать факт отправки работоспособного оборудования и тяжбы по выявлению момента нарушения работоспособности товара;
  • запросите данные о страховщике, с которым Вы собираетесь заключить договор страхования (финансовые показатели за прошедший год/полугодие, наличие опыта выполнения аналогичных договоров со схожими характеристиками груза и типами транспорта);
  • уточните, хватает ли у СК лимита собственного удержания для Вашего груза, либо страховщик отдаст часть суммы в перестрахование, кто является перестраховщиком по Вашему договору, получите письменное подтверждение распределения риска;
  • в случае необходимости уточните кто и за чей счет осуществляет пред-/постотгрузочную экспертизу товара при наступлении страхового случая;
  • в случае если вы будете многократно на протяжении определенного срока отправлять однотипные грузы, то для упрощения процесса страхования имеет смысл заключить генеральный договор страхования грузов с бордеро, что поможет зафиксировать тариф на перевозку и упростить документооборот со своим страховщиком, а также ускорить процесс страхования, путем подачи заявки и подтверждения страховщиком без заключения дополнительного договора.

2. Требования к автомобильному транспорту, которые необходимо учитывать при перевозках автомобильным транспортом.

Любые события, которые произошли во время движения транспортных средств и повлекли за собой материальные убытки, относятся к дорожно-транспортным происшествиям. То есть случаи, когда груз поврежден при транспортировке, даже без повреждения транспортного средства, относят к ДТП.

В случае повреждения груза в ДТП закономерным является вопрос распределения ответственности. Грузоотправитель, перевозчик, или же третьи лица – чья вина и кому нести убытки. Или же это были обстоятельства непреодолимой силы (форс-мажор).

Транспортное законодательство Украины содержит обязательные правила, несоблюдение которых может привести к повреждению или утрате груза.

Исходя из реалий сегодняшнего дня на рынке грузоперевозок Украины, грузоотправитель должен в первую очередь сформировать свои требования к подвижному составу (его возраст, техническое состояние, в частности прицепа (полуприцепа), наличие и состояние рефрижератора, если это необходимо для груза, наличие термодатчиков, регистрирующих температурный режим в отсеке) к водителям, которым он собирается перевозить свой груз, учитывая такие факторы как протяженность маршрута, страны, через которые груз проследует транзитом, к маршруту, включая возможные транзитные страны, конечную страну пребывания груза для определения протяженности маршрута, возможности и правила перевозки конкретного груза через данные страны, наличия праздничных либо выходных дней в стране пребывания, движения по платным дорогам, а также рельефу поверхности и погодным условиям по пути следования, если груз требует особых условий перевозки (негабаритные грузы, продукты питания, алкоголь и прочие грузы, требующие нестандартных условий перевозки).

В том случае если груз относится к категории опасных (ADR) по классификации ООН, грузоотправитель обязан указать это в своей заявке на грузоперевозку в обязательном порядке и в дальнейшем проверить наличие разрешения на перевозку у перевозчика и соответствующие квалификационные документы у водителя, а также в соответствии с законодательством Украины осуществить обязательное страхование данного груза. Также необходимо изучить договор на перевозку либо экспедирование груза с целью определения ответственности каждой из сторон договора за груз, соответствия этого договора ГК Украины и прочим нормам действующего законодательства. Наличие и условия действующего договора страхования ответственности перевозчика, в котором нужно рассмотреть следующие аспекты: лимиты страхового покрытия, территория действия, покрытие конкретного транспортного средства поданного на загрузку, оплата очередных платежей по данному договору, рейтинг страховой компании;

После подачи на загрузку транспортного средства грузоотправителю необходимо ознакомится с документами на поданное ТС, в частности сверить физический гос. номер ТС, тип ТС, марку и модель и элементарно цвет кузова с данными свидетельства о государственной регистрации, наличие права на управления транспортных средством у водителя и наличие государственного паспорта и во избежание мошеннических действий сверить данные паспорта и прав и снять с них ксерокопии, проверить соответствие права собственности на автомобиль с данными в заявке на перевозку во избежание «размытия» ответственности за груз между различными юридическими лицами. После проверки документальной части необходимо произвести внешний и внутренний осмотр ТС на предмет технического состояния тягача и прицепа/полуприцепа, наличия повреждений внутренней обшивки рефрижератора, запорных механизмов ворот, работу и состояние рефрижераторной установки, наличие термодатчиков регистрирующих температурный режим в грузовом отсеке.

Рекомендация: если транспортное средство не повреждено, но по своему типу не подходит для перевозки данного вида груза, то для обеспечения сохранности перевозимого товара необходимо подобрать транспортное средство, удовлетворяющее требованиям сохранности качественных характеристик груза (в частности соответствие типа загрузки на ТС вашему грузу).

Представитель грузоотправителя (-получателя) должен совместно с представителем перевозчика (водителем) осуществлять контроль за погрузкой груза во избежание его неверного размещения, контроля за целостностью при погрузке, а также правильного крепления размещаемого груза.

Так же и с объемом перевозок. Если в транспортное средство загружен больший вес, чем разрешено перевозить на данном транспортном средстве, то ответственность за перегруз ложится на перевозчика. Хотя правила загрузки в этом случае – зона ответственности отправителя.

Также проблемой может быть перевозка контейнеров либо сыпучих (жидких) грузов (в данном случае контроль за погрузкой осуществляется непосредственно представителем перевозчика(водителем) с неравномерной загрузкой (смещенным центром масс). При визуальном осмотре определить это практически невозможно. Но такая загрузка может повлиять на равномерность нагрузки на оси транспортного средства, несмотря на то, что общего перегруза по массе контейнера не будет.

На основании вышеперечисленного следует вывод, что в процессе коммерческих перевозок существует большое количество критических точек, в которых груз может быть поврежден или утрачен. Все это неизбежно приводит к необходимости четкого определения ответственности на каждом из этапов перевозки грузов. И чтобы правильно решить вопрос о распределении ответственности за повреждение груза или его утрату, необходимо иметь в своем арсенале правильно оформленный пакет документов, в составе которого также будет Акт экспертизы, составленный перед приемкой товара к перевозке (предотгрузочный контроль) или в момент фиксации состояния груза, составленный независимым экспертом.

3. Страхование ответственности перевозчика/экспедитора (CMR) и стоит ли подменять этим страхование своего груза.

Следует четко понимать, что это два принципиально разных вида страхования. Страхование грузов защищает интересы владельца груза; под страхованием же гражданской ответственности перевозчика/экспедитора за сохранность груза, имеется в виду страховое покрытие рисков, связанных с выполнением перевозчиком/экспедитором своих контрактных обязательств перед клиентом по законодательству или договору. Перевозчик/экспедитор освобождаются от ответственности за утерю или повреждение груза либо несвоевременную доставку, если они произошли не по его вине или по независящим от него обстоятельствам. За гибель груза, вызванную стихийными бедствиями и форс-мажорными обстоятельствами, перевозчик, согласно законодательству, в подавляющем большинстве случаев, не несет ответственности вообще, а возмещение за ущерб в результате ДТП, хищении груза и других проводится только при доказанной (в судебном порядке) ответственности перевозчика/экспедитора. Также имеет место ограниченный и часто недостаточный лимит ответственности по договору в целом и одному случаю в частности. При международных автоперевозках ответственность перевозчиков ограничена международной транспортной конвенцией (КДПГ), согласно которой лимит ответственности ограничен суммой равной 8,33 SDR (Special Drawing Rights) (примерно 313,29 грн. по курсу на 21.02.2019) за брутто-вес 1 кг груза. Ответственности перевозчика, следует рассматривать как дополнительную гарантию платежеспособности перевозчика/экспедитора перед владельцем груза, но не более того. Так же следует отметить тот факт, что выплата возмещения по договору страхования ответственности перевозчика/экспедитора осуществляется на основании заявления страхователя и тому лицу которое он укажет, что совсем не означает, что выплата за ущерб будет осуществлена Вам, а вполне вероятно лицу предъявившему свои претензии ранее.

Основные страховые риски в договоре страхования перевозчика/экспедитора:

  • ответственность за груз (наступление ответственности страхователя вследствие повреждения, уничтожения, утраты или недостачи груза при перевозке по условиям договора экспедирования/перевозки);
  • ответственность за задержку в доставке (наступление ответственности страхователя вследствие нарушения сроков доставки груза, если будет доказано, что опоздание нанесло ущерб);
  • ответственность перед таможенным органами, возникающая вследствие нарушения таможенного законодательства (наступление ответственности страхователя за нарушение таможенного законодательства (в т.ч. за потерю груза или недоставке его на таможню места назначения в результате каких-либо событий, которые не подпадают под исключения из страховых случаев) неуплату ввозных и вывозных пошлин и сборов, а также процентов за просрочку в выплатах, которые могут налагаться согласно таможенного законодательства и правил соответствующих стран, в случае нарушения процедуры перевозки груза с применением книжки МДП);
  • ответственность перед третьими лицами за ущерб, нанесенный их жизни и здоровью;
  • ответственность по дополнительным расходам (наступление ответственности страхователя по возмещению оплаты за перевозку (фрахт), таможенных пошлин, а также расходов, связанных с перевозкой, в случае полной или частичной утраты груза, целесообразно произведенные расходы по предотвращению или уменьшению размера ущерба, расходы на расследование обстоятельств страхового случая, защита интересов страхователя в судебных и арбитражных органах по событиям, ответственность за которые возлагается на страхователя, расходы по оплате сюрвейеров, экспертов, расходы по реализации поврежденного груза после ДТП).

Большинство договоров страхования CMR включают в себя покрытие лишь ответственности за груз, что может в дальнейшем возложить на Вас большие суммы дополнительных расходов в случае его гибели.

В том случае если Вы требуете от перевозчика/экспедитора наличия договора ответственности, рекомендуем обратить внимание на следующие параметры:

  • не включены ли в договор сублимиты по отдельным видам грузов (частое явление сублимиты на перевозку алкоголя, табачных изделий, техники)?
  • нет ли в договоре отдельной (более высокой) франшизы на Ваш тип грузов?
  • не ограничивает ли страховщик клиента по количеству рейсов на которые распространяется договор? (относительно свежая тенденция для уменьшения стоимости договора, и если он действует на 20 поездок, то Ваша будет, вероятно, 21 – ой);
  • уточните список транспорта, прилагающегося к договору (ответственность перевозчика), либо ограничения, которые накладывает договор на используемый транспорт (в частности срок эксплуатации полу-/прицепа) (ответственность экспедитора) и сверьте с тем ТС, которое подали на загрузку;
  • в том случае, если договор страхования оплачивается Вашим перевозчиком/экспедитором в рассрочку, затребуйте у него квитанции об оплате очередных платежей, в противном случае договор недействителен;
  • в большинстве случаев к подобным договорам прилагается, как неотъемлемая часть договора, инструкция для водителей относительно требований СК к перевозке и действий и наступлении страхового случая. Уточните наличие такого документа и ознакомления с ним водителя отвечающего за Ваш груз;
  • ознакомьтесь с территорией действия договора;
  • уточните не является ли Ваш экспедитор субподрядчиком более крупного, если это так, то лучше отказаться от сотрудничества с ним;
  • проверьте регистрационные данные юридического лица/ ФЛП, а также отзывы на открытых информационных порталах, недавняя регистрация и невысокая цена услуг должна заставить Вас более внимательно изучить контрагента;
  • требуйте наличия в ТС треккеров, позволяющих отследить передвижение ТС в реальном времени, а также при наличии у Ваших специалистов достаточной компетенции, проложите предпочтительный маршрут движения для перевозчика.

Остальные требования к договору страхования ответственности перевозчика/экспедитора такие же как и к страхованию грузов и я не рекомендую пренебрегать ими. Как видно из вышеизложенного данный договор не в полной мере соответствует целям защиты Ваших имущественных интересов.

4. Страхование контейнеров.

От Вас могут потребовать страхование контейнера поданного под загрузку. Следует отметить тот факт, что у всех крупных контейнерных линий (владельцев контейнеров) они уже застрахованы как имущество «от порта до порта» и сделать это необходимо лишь о территории Украины либо в случае если контейнер окидает таможенную зону станы пребывания. Важным моментом для тех кто экспортирует продукты питания, химические вещества и прочие товары имеющие вероятность выделения острых запахов, является то что линия может не принять обратно контейнер с заваниванием, что так же можно застраховать.

logo

Наші контакти:

вул. Новокостянтинівська, 1-А, Київ, 04080, Україна
 
Телефони:
(380 44) 500-9380
(380 44) 500-9381
(380 95) 286-0182
office@zed.ua

Узнайте новини з сайту першими!

Підпишіться на новини та повідомлення з сайту

Підписка...

Погоджуюсь з умовами використання і Політикою конфіденційності
Вгору
© 2003-2019 Асоціація експортерів і імпортеров ''ЗЕД''

Всі торгові знаки і інші об'єкти інтелектуальної власності належать їх власникам і правовласникам
та охороняються законом України «Про авторське право і суміжні права».
При використанні матеріалів, опублікованих на сайті, посилання на сайт zed.ua або першоджерело обовязкове.

Цей сайт використовує cookies. Якщо Ви продовжуєте використовувати цей сайт, Ви погоджуєтеся на використання нами файлів cookies
Докладно Погоджуюсь